Image



 
Каталог недвижимости Тверская область
Тверской регион

 

Телефон в г. Твери

(4822) 47-57-90

АН "Русский дом"

ДокументыКонтакты
Вс, 17 дек. 17 г.
  • Срочная продажа объекта - Часть дома в историческом центре Твери

Центральный р-н,
Тверская область


 170 км от МКАД

Цена: 2,900,000 руб.  >>>
История дворянских усадеб
28.11.2009 г.

Одно из ярких явлений в судьбе Тверского края — усадебная культура как феномен русской культуры, своеобразный и целостный мир. По ряду причин — смена владельцев в конце XIX в., революционные события 1905 и 1917 гг. — первозданный облик усадеб разрушился, а значительная их часть была почти полностью уничтожена. Важно сохранить то, что еще осталось, и возродить то, что подлежит восстановлению. Каждая из дворянских усадеб тверской земли являлась уникальной, неся на себе печать социального статуса, вкуса и возможностей владельцев, семейных традиций и истории рода. Но усадьбы имели и много универсального, что объяснялось схожестью природных условий, хозяйственно-культурными функциями, одновременностью застройки многих усадеб, родством, свойством и знакомством владельцев. «Дворянские гнезда» стали центрами общественной, экономической и культурной жизни края.

В монастыре Нилова Пустынь Время с конца 1760-х гг. до середины XIX в. можно назвать «золотым веком» усадеб. Дворянство было освобождено от обязательной государевой службы, получив возможность жить в своих поместьях постоянно. Владельцы поместий выступали инициаторами и организаторами культурных процессов, причем мотивация этой деятельности тверского усадебного дворянства зачастую была абсолютно бескорыстна: не ради денег, власти и славы, а на пользу обществу, родному краю, для памяти детей и др. Усилия помещиков носили универсальный характер и давали модернизационный эффект: создавалась особая общественно-культурная среда; осуществлялось культурно-экономическое освоение земли; строились дороги, школы; возводились храмы; собирались бесценные произведения искусства и народной культуры; развивались разнообразные промыслы, целые отрасли промышленности, как правило, дававшие импульс всему региону или местности; применялись эффективные способы ведения сельского хозяйства; поддерживались экологичные отношения с живой природой.

С отменой крепостного права доходность большинства помещичьих хозяйств падает, все меньшее число дворян живет в поместьях, передоверяя усадьбы управляющим или продавая их новым владельцам. Начинается процесс угасания усадебной культуры, длившийся более полувека и отмеченный также яркими событиями, явлениями и именами в отечественной истории и культуре. Наиболее образованные из числа новых владельцев (Морозовы, Рябушинские, Кувшиновы) стремились сохранить неповторимый дух приобретенных и восстановленных ими тверских усадеб. Владельцы усадеб создавали обширные библиотеки, включающие редкие издания, книги с автографами их создателей, коллекции картин русских и европейских художников. В усадьбы приезжали соседи, московские и петербургские друзья и знакомцы хозяев, составляющие цвет русского общества. Фактом истории является связь имен Г. Р. Державина, Ф. Н. Глинки, Муравьевых, И. И. Лажечникова, В. Г. Белинского, Н. В. Станкевича, И. С. Тургенева с усадьбой Прямухино — имением А. М. Бакунина. Многие дворянские усадьбы Тверского края являются памятниками архитектуры. Так, усадьбу Полторацких в с. Грузины Новоторжского уезда спроектировал знаменитый зодчий эпохи барокко Ф. Б. Растрелли. Во владениях богатых заказчиков создавались целые комплексы — с дворцами, павильонами, храмами, парками. Н.А. Львов много работал в столицах и Твери, немало построек в стиле классицизма он возвел и в родном Новоторжском уезде: в усадьбах Митино, Арпачево, Прямухино, Василево. Живописные пейзажи тверских дворянских усадеб запечатлены художниками на многочисленных полотнах (В. Серов, И. Репин, А. Куинджи, Н. Рерих, И. Левитан, М. Нестеров, В. Бялыницкий-Бируля, Н. Богданов-Бельский, К. Коровин, И. Грабарь). Оставили свой след тверские дворянские усадьбы и в развитии русского театра. Первый крепостной театр в нашем крае существовал еще в XVIII в. в с. Новые Ельцы Осташковского уезда — имении помещиков Толстых. Одними из самых распространенных занятий обитателей усадеб в часы досуга являлись музицирование и пение.

После войны 1812 г. многие дворяне стали собирать коллекции предметов старины, песни и сказания, проводить в усадьбах народные праздники, описывать быт населения. Тверские «дворянские гнезда» занимают важное место на карте улиц города Твери на литературной карте России. В 1828—1833 гг. в Старицком уезде неоднократно гостил А. Пушкин, что нашло отражение в его произведениях. Усадьба Коноплино в Старицком уезде принадлежала автору исторических романов И. Лажечникову. В усадьбе Кузнецово Бежецкого уезда проживал поэт Ф. Глинка. В имение Горка (Вышневолоцкий уезд) приезжал А. Чехов, и его впечатления воплотились в пьесе «Чайка». В имении Слепнево (Бежецкий район) жила и творила А. Ахматова. Дворянские усадьбы содержат большие возможности для развития туризма, в том числе аутентичного. Сущность его заключается в перенесении акцента на «живую историю», погружении в историческую эпоху с помощью инсценировок, исторических игр, драматизаций, с учетом запросов туристов разного возраста, интересов и достатка. Опыт организации аутентичного туризма, накопленный в Европе, может быть творчески переработан, дополнен местным колоритом и перенесен на тверскую землю.

Источник информации: сайт www.vsezdorov.ru

 

 
След. »